Почему обучение для руководителей сегодня не мода, а необходимость
Связаться с нами

Федор Федоров рассказал «Российской газете» о том, почему обучение для руководителей сегодня не мода, а необходимость.

Версия для печати
30 октября 2023
Обучение нон-стоп? Федор Федоров для «Российской газеты»

Федор ФЕДОРОВ, исполнительный директор бизнес-школы МИРБИС, рассказал «Российской газете» о том, почему обучение для руководителей сегодня не мода, а необходимость.

Непрерывное образование позволяет людям развивать свой личностный потенциал и профессиональные компетенции в течение всей жизни. Сейчас этого требуют время и те глобальные изменения, которые происходят в науке, технологиях, различных отраслях и экономике в целом. На программах дополнительного образования, например МВА, можно встретить руководителей, для которых «обучение длиной в жизнь» (англ. life long learning) является нормой, поддержкой и точкой опоры в турбулентное время. –

Обучение – это не дань моде

Во взрослой жизни мы совмещаем профессиональную активность с обучением. Наши запросы, предъявляемые к образовательным учреждениям, конкретны. Что касается задач, которые мы ставим перед собой, – они абсолютно прагматичны. Необходимо держать руку на пульсе и понимать, что происходит, для того чтобы была четкая, адекватная, конкретная ориентировка в пространстве. Обучение, в частности программы профессиональной переподготовки руководителей, здесь могут помочь.

Самый яркий пример: потребность руководителей в soft skills «мягких / гибких навыках» – коммуникации, ведении переговоров, поиске нестандартных решений, организации командной работы и тп. На программы переподготовки приходят опытные руководители, имеющие богатую практику и зачастую хорошую подготовку и обучение hard skills «жестким навыкам», которые можно измерить. Потому еще на этапе отбора слушателей на программы мы отмечаем, что запросы на soft skills по-прежнему остаются в топ-3.

В случае обучения взрослых внутри организации, на мой взгляд, здесь большая роль у руководителя. Он может сделать так, чтобы человек хотел учиться и развиваться самостоятельно, особенно если у сотрудника есть самомотивация к обучению, стремление повышать уровень знаний, быть более конкурентоспособным внутри компании и на рынке труда. Последние несколько лет активная работа с персоналом, постоянные коммуникации, выявление потребностей сотрудника, его мотивация и поддержка являются важным элементом. 

Не надо ждать кризиса

В прошлом году перед многими руководителями возникали вопросы: 

Что делать?

Не будет ли простоя на производственных линиях, хватит ли всех компонентов, сможем ли внутренними ресурсами заместить иностранные компоненты и оборудование, каким образом перестраивать (для кого-то - заново выстраивать) логистические цепочки.

Как делать?

Использовать технику гораздо более эффективно, задействовать рабочих для того, чтобы они осваивали новые виды производственной активности, подключать смежные направления производства. 

Обсуждая на занятиях ситуации из практики конкретных компаний, руководители высшего звена нередко отмечали, что сегодня необходима целенаправленная, системная работа руководителей по предвидению кризисных сигналов, постоянной диагностике, мониторингу внешней и внутренней среды.

Коллеги вполне осознанно говорят, что изменения, это не что-то возникающее неожиданно, это постоянная история, часть нашей жизни, если можно так сказать –специфика новой реальности. В обыденной жизни мы часто спрашиваем себя и родных «а если вдруг завтра что-то случится?». Вероятно, для бизнеса сегодня не стоит ждать завтра. Речь здесь идет о ментальной, технологической, управленческой гибкости. 

Ставка на осознанность

Как вписать непрерывное обучение в плотный график руководителя? Если быть откровенными, то у руководителя никогда не будет достаточно времени для того, чтобы начать обучение. Пока не будет осознанного мотива.

За последние несколько лет на программы переподготовки стали приходить зрелые руководители 40+. В этом возрасте очень сложно сподвигнуть себя на обучение, находится оправдание в виде большого количества работы. Это очень сильно связано с кризисом, с ментальными установками, шаблонами, к которым мы привыкли, когда говорят, что люди учатся смолоду. Эти ложные установки останавливают руководителя от того, чтобы оказаться в развивающем пространстве аудиторий, где рождаются новые идеи, проекты, продукты.

Образование – это всегда двусторонний процесс. На собеседованиях на программы МВА в МИРБИС мы часто задаем вопрос соискателю: есть ли у вас продолжение фразы «Я иду учиться (направляю сотрудников компании на обучение), для того чтобы…»?

Если в продолжении есть «системное мышление», «новые управленческие знания», «необходимость в новых управленческих инструментах», «поддержка в запуске проекта или бизнеса», «желание общения (новых контактов) и обмена мнениями с представителями разных компаний», то уже первый и очень большой шаг вперед.

Толчок в развитии и поиск новых идей

Нужно сказать, что обучение взрослых, это особая среда, даже уникальная. Она, скажем так, развивающая и неконкурентная. Руководители в отличие от ребят, которые учатся в университете, уже абсолютно осознанные, имеют большой практический опыт и благодаря этому во время обучения происходят гораздо больше дискуссий, обсуждений, поиска новых решений на фоне разных эмоций. Поэтому обучение взрослых – то, что происходит в аудиториях – это всегда очень динамично.

На первых занятиях в МИРБИС мы всегда говорим слушателям, что мы – коллеги, ищущие новые нетривиальные решения. 

Учиться сегодня, чтобы было завтра 

Сегодня очень много непростых задач стоит перед бизнесом. Но говорить о том, что история конкретной компании – это история только конкретной компании и всё, на мой взгляд нельзя. Все-таки каждая компания, даже небольшая, малый и средний бизнес, это так или иначе результат экономики в целом. И обучение бизнеса сегодня, завтра, послезавтра – это жизненная необходимость, это вклад в экономику и страну, это точно не мода, а безусловный маст-хэв.