О том, как управлять конфликтом и может ли он принести пользу компании, рассказала Алла Третьякова, руководитель специализации МВА «Управление персоналом» МИРБИС, к.п.н., эксперт в области организационного развития, директор по персоналу ГК «Шоколадница», в совместном проекте бизнес-школы и РБК Pro.
По мнению Аллы Третьяковой, конфликт — это субъективное восприятие несовпадения точек зрения и идей. Его можно разделить на два уровня:
- Деструктивный — уровень агрессии и других разрушительных эмоций.
- Конструктивный — управляемый уровень, на котором можно получить выгоду.
Управляемый уровень переходит в деструктивный тогда, когда теряется цель конфликта, а оппоненты начинают фокусироваться на словах, эмоциях, личностях. Задача руководителя предупредить момент перехода и не дать уйти в деструктив ни себе, ни сотрудникам.
Управление конфликтом, в первую очередь, подразумевает контроль над эмоциями. Алла Третьякова советует задержать дыхание, чтобы успокоить эмоциональную часть мозга и включить рациональную.
Для компании конструктивные конфликты необходимы в трех случаях:
-
При диагностике отношений с сотрудниками или руководителем. Например, при оценке результатов года, подведении итогов.
-
Для баланса сил. Например, если необходимо подготовить команду к какому-то рывку, быстро и за короткий срок повысить эффективность, например, объявить соревнования между командами или внедрить рейтинг успехов. Внутренняя конкурентность — это и есть управляемый (конструктивный) конфликт.
-
Если команда максимально сплоченная. Полное единогласие в коллективе исключает инакомыслие и лишает возможности выбрать решение. Когда есть альтернативные точки зрения, тогда появляется возможность рассмотреть ситуацию или проблему под разными углами.
Таким образом, конфликт — это хороший инструмент, если понимать, как им пользоваться.
«Какую окраску мы придаем конфликту, такой исход и будет», — подчеркивает эксперт.
Смотрите фрагменты лекций экспертов МИРБИС для РБК Pro на нашем youtube-канале